Телефоны горячей линии:

г. Пенза

Телефон офиса:

(8412) 216-802

(8-967-701-68-02)

civilcontrol@gmail.com

Мы в социальных сетях:

Объявления

Офис Движения: 440600, г.Пенза, ул.Урицкого, 62, второй этаж, оф.2031А

Проезд общественным транспортом до остановки ТТС.14-этажный кирпичный красный дом за гостиницей "Пенза"

График работы офиса "Гражданский контроль": понедельник-пятница, с 10.00 до 18.00

Телефон офиса 216-802

Ждем желающих участвовать в гражданском контроле нашей жизни!

Нарушения на выборах и методы борьбы с ними

 

В данном разделе мы познакомим Вас с наиболее часто случающимися нарушениями, связанными с выборами и расскажем, как вы в качестве наблюдателя либо простого гражданина сможете бороться с ними.

 

Предотвращение и исключение негативных последствий нарушений на выборах является задачей как государственных структур, таких, как избирательные комиссии, администрации власти федерального, регионального и местного уровней, судов и прокуратуры, так и негосударственных, таких, как наблюдатели от кандидатов, избирательных объединений, общественных и некоммерческих организаций, а также иностранных наблюдателей. Но нарушения на выборах, тем не менее, происходят постоянно, их характер меняется со временем, а некоторые нарушения очень трудно распознать и предотвратить.

Этапы выборов

Современное российское законодательство о выборах выделяет следующие основные этапы соответствующей процедуры: официальное объявление даты предстоящих выборов, выдвижение кандидатов, сбор подписей, формирование избирательных комиссий, предвыборная агитация, день голосования, подсчет голосов и подведение итогов выборов.

Возможные нарушения законодательства на выборах

1. Нарушения, производимые избирательными комиссиями

Недопущение на заседания окружных и территориальных избирательных комиссий представителей СМИ.

Отсутствие публикации или опубликование региональными СМИ своих расценок на платную рекламу позднее 20 дней с момента назначения выборов.

2. Нарушения в ходе предвыборной агитации

На этом этапе кампании наблюдатели должны обратить особое внимание на работу СМИ, действия органов власти и управления, характер публикуемых агитационных материалов, оперативность реагирования избирательных комиссий на сигналы о нарушениях.

Законодательство о выборах накладывает определенные ограничения на участие в предвыборной агитации некоторых организаций и должностных лиц, а также на некоторые формы и методы агитации:

- Не допускается участие в агитации в служебное время или с использованием служебного положения государственных и муниципальных служащих, военнослужащих.

- Не допускается агитационная деятельность органов государственной власти субъекта Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений, избирательных комиссий и их членов с решающим голосом.

- Не допускается предоставление помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для агитации за одних кандидатов и отказ в предоставлении тех же помещений на таких же условиях для агитации за других кандидатов.

- Не допускается при проведении агитации призывов, нарушающих Конституцию РФ.

- Не допускается при проведении агитации подкуп избирателей в любой форме (денежной, материальной, услуги, обещания передачи денег, ценных бумаг, иных материальных благ) или вознаграждения за организационную работу в зависимости от результатов голосования.

Законодательство о выборах требует предоставления равных возможностей ведения бесплатной агитации кандидатами:

- Не допускается преимущественный по сравнению с другими кандидатами доступ к СМИ, у которых доля бюджетного финансирования за счет средств субъекта Федерации превышает 15%.

В соответствии с законом сообщения о предвыборных мероприятиях должны располагаться в информационных выпусках на телевидении и радио в начале выпусков отдельными блоками без комментариев:

- Не допускается публикация агитационных материалов редакциями печатных СМИ, учрежденных местными органами власти, в том числе судебной, исключительно для издания их официальных материалов.

- Не допускаются отказы кандидату в опубликовании до окончания срока предвыборной агитации опровержения или иного разъяснения, если до этого была распространена информация, способная нанести ущерб его чести, достоинству или деловой репутации.

- Не допускается участие в освещении выборов должностных лиц, журналистов, творческих работников СМИ, являющихся кандидатами, их доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательных объединений.

В соответствии с избирательным законодательством агитация при проведении массовых мероприятий имеет определенные ограничения:

- Не допускается отказ в предоставлении или преимущественное предоставление помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кандидатам, избирательным объединениям.

- Не допускается предвыборная агитация в расположении воинских частей, воинских организаций и учреждений.

В соответствии с избирательным законодательством на распространение агитационных материалов накладываются определенные ограничения:

- Не допускается отсутствие в предвыборных печатных и аудиовизуальных агитационных материалах наименования и юридического адреса исполнителя, наименования заказчика, информации об их тираже и о дате их выпуска.

Органы местного самоуправления обязаны выделить места для размещения печатных агитационных материалов.

Запрещено размещать печатные агитационные материалы на памятниках, зданиях и т.п. конструкциях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, либо в помещениях избирательных комиссий или у входов в них.

Не допускается выполнение оплачиваемых работ, оказания платных услуг и т.п. без согласия в письменной форме кандидата, уполномоченных лиц, избирательного объединения.

3. Нарушения при голосовании

Организованная доставка избирателей на избирательные участки для голосования.

«Вбрасывание» бюллетеней (до голосования, в процессе голосования и при подсчете голосов) в урну на участке.

Выход с переносным ящиком для голосования без заявок граждан или с фальсифицированными заявками, часто с большим, чем по заявкам, количеством бюллетеней.

Выдача одному гражданину нескольких комплектов бюллетеней.

Выдача бюллетеней гражданам, не предъявившим документов, удостоверяющих личность.

Неоднократная выдача бюллетеней одному и тому же гражданину.

Голосование бюллетенями неустановленного образца.

4. Нарушения при подведении итогов выборов

Начало подсчета голосов избирателей с задержкой после окончания голосования.

Проведение подсчета голосов избирателей с перерывами.

Подмена бюллетеней для голосования при подсчете голосов избирателей.

Отсутствие оглашения отметок избирателей в бюллетенях на этапе их сортировки.

Произведение подсчета избирательных бюллетеней до полного окончания их сортировки.

Проведение подсчета числа избирательных бюллетеней в пачке, полученной в результате сортировки одним членом избирательной комиссии (по закону необходима сортировка как минимум двумя членами избирательной комиссии).

Недопущение визуального ознакомления с отсортированными бюллетенями членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей.

Заполнение протоколов об итогах голосования не поэтапно в процессе определения числа погашенных избирательных бюллетеней, числа неиспользованных открепительных удостоверений, числа избирателей, включенных в список, и т. д. по установленной законом процедуре, а по окончании процесса подсчета голосов избирателей.

Заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких-либо изменений.

Подмена участковыми избирательными комиссиями протоколов об итогах голосования перед их сдачей в территориальные избирательные комиссии.

Внесение изменений в протокол об итогах голосования на избирательном участке без проведения заседания участковой избирательной комиссии, например при обнаружении неточности или ошибки в этом протоколе.

Не вывешивание для всеобщего ознакомления копий (третьих экземпляров) протоколов об итогах голосования на избирательных участках.

 

Борьба с нарушениями

 

Универсального способа борьбы с нарушениями  в период предвыборной агитации и непосредственно во время выборов, нет.

Сама борьба состоит из двух этапов: качественное выполнение взятых на себя обязанностей наблюдателя и в случае их обнаружения нарушений -  фиксация и передача материалов уполномоченным должностным лицам (председателю УИК, прокуратуре, полиции и суду).

 

В процессе голосования могут возникнуть различные ситуации. Обратите внимание на следующее: в день выборов любая агитация запрещена. Распространенное нарушение: кто-то из избирателей дает или пытается дать советы другим избирателям за кого именно голосовать. В данном случае наблюдатель должен потребовать от председателя комиссии (или лица его замещающего) восстановить порядок голосования.

Необходимо следить, чтобы списки избирателей не выносились из помещения для голосования, для исключения возможности фальсификации путем внесения в списки подложных подписей (особенно в последние часы голосования), наблюдатель должен следить, чтобы никто не делал записей в списках избирателей при отсутствии избирателей.

Во время голосования желательно вести учет количества проголосовавших на заранее подготовленном бланке протокола или листе бумаги. Демонстративный подсчет избирателей значительно умерит желание манипулировать численностью проголосовавших.

Во время работы на избирательном участке необходимо выходить из помещения для голосования и оценивать обстановку рядом с помещением избирательного участка по следующим направлениям:

- не ведется ли агитация на подступах к избирательному участку;
- не подвозят ли массово избирателей к избирательному участку. Если вы заметили, что подвозят, запишите номер автотранспорта и постарайтесь выяснить, кто организовал приезд избирателей.

Обратите внимание, не находятся ли около избирательного участка лица, которые ставят отметки на избирательных бюллетенях, вынесенных некоторыми избирателями с участка и отдают отмеченные бюллетени еще не проголосовавшим избирателям, как правило за деньги или водку (так называемая «петля Мавроди» или «мужик в кустах»).

Если Вы заметили данные нарушения вне помещения для голосования:

-        обратитесь к представителю правоохранительных органов для прекращения нарушения, обратите внимание других наблюдателей на эти нарушения;

-        составьте заявление о выявленном нарушении. Сообщите координатору наблюдателей и в штаб по телефону.

 

Если Вы заметили нарушения

При выявлении нарушений Закона о выборах:

- постарайтесь задокументировать нарушение с помощью камеры мобильного телефона или фотоаппарата;
- обратиться к председателю избирательной комиссии (заместителю председателя) с требованием устранить нарушение. Желательно, чтобы Вы точно знали какая именно статья соответствующего Закона нарушена;
- незамедлительно сообщить о нарушениях лицу, координирующему работу наблюдателей;
- обратить внимание других наблюдателей на факт нарушения;
- составить заявление о нарушении Закона о выборах в 2-х экземплярах (копия заявления см. в приложении).

К заявлению прилагается акт о нарушении законодательства о выборах, в котором указывается:
- место совершения нарушения (номер участка, адрес помещения для голосования);
- дата и время нарушения и составления акта;
- описание факта нарушения;
- фамилии, имена, отчества, адреса наблюдателей, составивших акт;
- фамилии, имена, отчества свидетелей нарушений (если есть);
- подписи лиц, составивших акт, в том числе подписи свидетелей нарушения.

Один экземпляр заявления вместе с актом о нарушении необходимо приобщить к первым экземплярам протоколов участковой избирательной комиссии, направляемых в территориальную избирательную комиссию, другой экземпляр заявления передается в штаб вместе с копиями протоколов.

© Ассоциация «Гражданский контроль», 2012